ОТЧЁТ О ПОЛЕВЫХ РАБОТАХ НА ПАМЯТНИКЕ
СОЙ ХАВЗАК В СЕНТЯБРЕ 2023-2024 гг.
В ходе полевого сезона 2024 года израильско-таджикской экспедицией были продолжены полевые археологические исследования на многослойной палеолитической стоянке Сой Хавзак в Пенджикентском районе, Согдийской области, начатые в 2023 г. Географически стоянка Сой Хавзак расположена в предгорьях Туркестанского хребта. Приурочена к небольшому скальному навесу над нижней террасой соя Хавзак.
Целью данных работ было уточнение стратиграфии стоянки и получение нового археологического материала для определения культурной и хронологической принадлежности археологических комплексов, а также отбор образцов для естественно научных исследований.
Стоянка Сой Хавзак была открыта в ходе разведок в 2022 году. На склоне, примыкающем к скальному навесу были собраны каменные изделия, которые по своей морфологии соответствуют периоду верхнего-среднего палеолита. В 2023 году в склон была врезана траншея длиной 4 м, которая показала присутствие палеолитического материала, как в верхней, так и нижней части траншеи.
В рамках исследований 2024 года были продолжены раскопки основной траншеи, а также прирезаны дополнительные квадраты в северном и восточном направлении от траншеи. Общая площадь раскопа составила 17 кв. метров. Максимальная глубина вскрытых отложений 3 м. Во вскрытом разрезе было выделено 7 стратиграфических подразделений. Археологический материал был зафиксирован в каждом слое. Помимо каменных артефактов в слоях было обнаружено множество костей животных и угольки разных размеров.
В результате проведенных работ был получен многочисленный археологический и палеонтологический материал, относящийся к эпохе палеолита. Для более детальной хронологической интерпретации полученного материала пока недостаточно данных, но предварительно в коллекции было выделено два комплекса, связанных со средним и верхним палеолитом. По морфологии сколов-заготовок, характеру оформления имеющихся в коллекции нуклеусов, типологии обнаруженных орудий материал из нижней части разреза ассоциируется со средним палеолитом. Наличие удлиненных остроконечных сколов и элементов леваллуаз- ского расщепления может указывать на связь этого комплекса с обирахматским вариантом среднего палеолита западной части Центральной Азии. Выше лежащий материал демонстрирует мало культуромаркирующих элементов, поэтому сложно определить его культурную принадлежность. Но по сравнению с нижележащими отложениями в нем фиксируются меньшего размера удлиненные сколы, пластинки, мелкопластинчатые нуклеусы, очень ограниченное количество остроконечных сколов.
Дальнейшие полевые исследования стоянки и более детальный анализ археологического материала позволит более точно определить культурную принадлежность палеолитических комплексов Сой Хавзака.
Очевидно, что Сои Хавзак: новая палеолитическая последовательность в долине Зарафшана (Центральный Таджикистан). Стратифицированные памятники среднего и верхнего палеолита в Центральной Азии редки. Здесь мы сообщаем об открытии скального навеса Сои Хавзак, нового стратифицированного памятника, содержащего несколько фаз палеолитического заселения, богатых литическими, фаунистическими и угольными остатками.
Река Зарафшан, дренирующая северо-западную часть Памира и Тянь-Шаня (Рисунок 1), является одной из крупнейших рек Центральной Азии. С палеоантропологической точки зрения, долина Зарафшана является частью того, что недавно было названо Внутренним азиатским горным коридором (далее ВАГК). ВАГК служил убежищем для человеческих популяций в периоды климатических колебаний и являлся основным миграционным путем в течение палеолитического периода (Iovita et al. 2020; Glantz et al. 2018). Свидетельством таких миграций являются останки неандертальцев на стоянках Тешик-Таш (около 130 км к юго- западу от долины Зарафшана) и Оби Рахмат, обе в Узбекистане. Северная часть ВАГК - это Алтайские горы, дом для популяций как денисовцев, так и неандертальцев в течение среднего палеолита (далее СП). Присутствие начального верхнего палеолита (Kot et al. 2022; Rybin et al. 2023) в Узбекистане и на Алтае предполагает, что современные люди также могли населять этот регион, делая ВАГК местом, где три человеческие метапопуляции могли встретиться и взаимодействовать в течение палеолитического периода.
Стратифицированные палеолитические памятники в ВАГК редки, удалены друг от друга и технологически разнообразны. Является ли это разнообразие вопросом малого размера выборки или реальным феноменом, требует дальнейшего изучения палеолита региона. В 2022 году мы начали обследование восточной части долины Зарафшана в окрестностях города Пенджикент (Таджикистан). В ходе полевых работ было обследовано несколько притоков реки Зарафшан. Были обнаружены два стратифицированных палеолитических памятника: Оби Борик и Сои Хавзак (Рисунок 1). Скальный навес Сои Хавзак был раскопан во время кампании 2023 года. Здесь мы представляем первые результаты этих раскопок.
Сои Хавзак - это небольшой приток реки Зарафшан, расположенный примерно в 10 км к северу от Пенджикента (Рисунок 2). Памятник Сои Хавзак представляет собой скальный навес/козырёк, выдолбленный в скале примерно в 40 метрах над руслом потока (1165 м над уровнем моря; Рисунок 3A, C). Отложения, накопившиеся под навесом, образовали обширный осыпной конус, состоящий из обломков породы, лессовых и антропогенных отложений, спускающийся к нижней террасе потока. После обнаружения каменных артефактов на склоне были заложены три траншеи (Рисунок 3A, B).
Траншея I, расположенная в верхней части седиментологической последовательности, была раскопана на глубину 1,2 м и выявила несколько археологических слоев *in situ* (Рисунок 3D; 4A). Всего было раскопано 277 артефактов, изготовленных из кремня, метаморфических пород (метаосадочные породы, в основном сланцы силурийского возраста) и кварца, а также сотни костей (вес = 2792 г). Самые верхние археологические слои 2-4 состоят из компактных отложений, богатых остатками угля (Рисунок 4B), и содержат несколько костей и каменных артефактов. Каменный ансамбль состоит из мелких отщепов, микродебитажа и фрагментов, некоторые из которых представляют собой следы подправки и поддержания нуклеусов для пластинок (Рисунок 6D). Пластинка (Рисунок 6F) и слегка ретушированный отщеп были найдены в слоях *in situ*. Состав ансамбля предполагает, что эти слои, вероятно, представляют собой либо мезолитические, либо позднепалеолитические (далее ВП) заселения.
Следующий этап заселения представлен нижней частью слоя 8 и слоем 9. Слой 9 - это зольный слой, содержащий кости и артефакты (Рисунок 3C; 4C, D; 6: a-c, e, i). Слой 10, вероятно, представляет тот же период заселения, но нарушен. Каменный ансамбль состоит из отщепов и пластин с неподготовленными ударными площадками. Было найдено несколько элементов поддержания пластинчатых нуклеусов. Большое количество отщепов и фрагментов указывает на расщепление камня на месте, в то время как угли, зола и обожженные кремни свидетельствуют об использовании огня. Ансамбль ретушированных орудий включает несколько ретушированных отщепов и пластин, а также резец (Рисунок 6: b,i). Характеристики этого ансамбля предполагают возраст верхнего палеолита. Судя по плотности находок, это заселение было значительно более интенсивным, чем в слоях 2-4 (Рисунок 5).
Траншеи II и III дали 149 и 50 артефактов соответственно в слоях, состоящих в основном из каменного дебриса, лёсса и переработанного лёсса. Артефакты свежие, неокатанные и непатинированные. Эти ансамбли подтверждают, что на стоянке применялось производство пластинок и пластин (Рисунок 6: i-m). Более того, вместе с поверхностными находками они указывают на то, что на стоянке могла присутствовать более ранняя культурная единица. Эти находки включают несколько удлиненных отщепов с фасетированными ударными площадками, леваллуазские продукты и дисковидные нуклеусы с иерархизированными поверхностями (Рисунок 6: h, j, k, n; Рисунок 4E), что намекает на присутствие человека в течение среднего палеолита и/или начального верхнего палеолита.
Таким образом, скальный навес Сои Хавзак содержит по меньшей мере три фазы заселения: две стадии верхнего палеолита, найденные in situ в Траншее I, и более ранняя фаза или фазы заселения, очевидные из поверхностных сборов и коллекций Траншей II-III.
Хотя советские археологи начали систематические исследования палеолита в Центральной Азии в конце 1930-х годов, этот регион все еще относительно малоизучен. Средний палеолит в регионе известен по нескольким памятникам в Узбекистане и Таджикистане, но плохо датирован. Некоторые каменные ансамбли (например, Тешик-Таш, Кутурбулак, Анги- лак) документируют использование леваллуазской и дисковидной технологии (например, Nishiaki and Aripdjanov 2021). Эти ориентированные на отщепы леваллуазские и дисковидные ансамбли часто объединялись в единый технокомплекс, в то время как более ориентированные на пластины ансамбли, характеризующиеся использованием леваллуазского конвергентного однонаправленного метода, такие как Оби-Рахмат и Худжи, предлагались как представители другого варианта центральноазиатского среднего палеолита (Nishiaki and Aripdjanov 2021; Krivoshapkin 2020). Вопрос о том, представляют ли эти варианты хроно- стратиграфические стадии или поведенческую вариативность, остается предметом дискуссий (Vishnyatsky 1999). Присутствие верхнего палеолита в регионе исключительно скудно. Два основных памятника в регионе, Самаркандская (Узбекистан) и, особенно, Шугноу (Таджикистан), представляют собой индустрии, в которых доминируют пластинки, с присутствием кареноидных изделий (Ranov et al., 2012).
Будущие раскопки на памятниках долины Зарафшана помогут ответить на нерешенные вопросы, касающиеся хронологии и характеристики среднепалеолитического и верхнепалеолитического заселения человеком Внутреннего азиатского горного коридора. В частности, скальный навес Сои Хавзак, один из очень немногих многослойных стратифицированных палеолитических памятников, найденных в Центральной Азии, предоставляет уникальный случай для проверки моделей палеолитического разнообразия в регионе. Текущая и будущая работа на памятнике включает детальные исследования каменных и фаунистических ансамблей и радиометрическое датирование.
В работе международной экспедиции принимали участие: сотрудники Института истории, археологии и этнографии им. А.Дониша Национальной академии наук Таджикистана: Ш. Ф. Курбанов - с.н.с. Пенджикентско-Саразмской археологической базы, начальник экспедиции; А. Суфиев - археолог ПСАБ; А. Фармонов - студент Университета г. Пенджикент; сотрудники Еврейского университета г. Иерусалим: Й. Зайднер - профессор, научный руководитель (Израиль); М.Превост (Франция), Л.Сенти (Италия), С.Бен-Хайм (Израиль), Д.Гаитеро-Сантос (Испания), Я.Шемш (Израиль), Г.Мардер (Израиль), П.Рампаланиаппан (Индия), Г.Омри (США), Х.Смит (США). Рисунки выполнены Марионом Прево, Сапиром Бен-Хаимом и Омри Ганчроу. Срок проведения работ с 2 по 30 сентября 2023 г.
ГланцМ., Ван АрсДейлА., Темирбеков С., Битон Т. 2018. Как выжить в ледниковом апокалипсисе: Стратегии мобильности гоминин в позднем плейстоцене Центральной Азии. Quaternary International 466: 82-92. http://dx.doi.Org/10.1016/j.quaint.2016.06.037
Иовита Р., Варис А., Намен А., Катбертсон П., Таймагамбетов Ж., Миллер К. Э. 2020. В поисках палеолитического Шелкового пути в Казахстане. Quaternary International 559: 119-132. https://doi.Org/10.1016/j.quaint.2020.02.023
Кот М., Павленок Г., Крайцаж М.Т., Шиманек М., ФеДорович С., Моска П., ХуДжаназаров М., Шимчак К., Лелох М., Когай С., Таламо С, Февласс Х., Павленок К. 2022. Существует ли начальный верхний палеолит в Западном Тянь-Шане? Пример стоянки открытого типа Катта Сай 2 (Узбекистан). Journal of Anthropological Archaeology 65: 101391. https://doi.org/10.1016/jjaa.2021.101391
Колобова К., Кривошапкин А., ШнайДер С. 2019. Ранняя геометрическая микролитическая технология в Центральной Азии.Archaeological and Anthropological Sciences. 11/4: 14071419.
Кривошапкин А., Виола Б., Чаргынов Т., Крайцаж М. Т., Крайцаж М., ФеДорович С., ШнайДер С., Колобова К. 2020. Вариативность среднего палеолита в Центральной Азии: Каменная индустрия пещеры Сель-Унгур. Quaternary International 535 88-103.
https://doi.org/10.1016/j.quaint.2018.09.051
Нишиаки Ю., АрипДжанов О. 2021. Новый взгляд на среднепалеолитическую каменную индустрию пещеры Тешик-Таш, Узбекистан, Западная Центральная Азия. Quaternary International 596: 22-37. https://doi.org/10.1016/j.quaint.2020.11.035
Ранов В.А., Колобова К.А., Кривошапкин А.И. 2012. Верхнепалеолитические комплексы Шугноу, Таджикистан. Археология, этнология и антропология Евразии 40/2: 2-24.
Рыбин Е. П., Белоусова Н. Е., Деревянко А. П., Дука К., Хигам Т. 2023. Начальный верхний палеолит Алтая: Новые радиоуглеродные определения для стоянки Кара-Бом. Journal of human evolution 185: 103453. https://doi.org/10.1016/ j.jhevol.2023. 103453
Вишняцкий Л.1999. Палеолит Центральной АзииJournal of World Prehistory.13/1:69-122.
Рыбалко А.Г., Анойкин А.А., Павленок К.К., Чистяков П.В., Сосин П.М., Шарипов А.Ф., Тока-
рева О.А., Кулакова Е.П., Курбанов Р.Н. Новый раннепалеолитический комплекс нахо-
док на стоянке Лахути IV: результаты изучения отложений педокомплексов 3 и 4 в
2023 году // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных
территорий. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2023. Том XXIX. С. 291-297.
Рис. 1. Карта расположения основных объектов, включая два новых объекта, изученных в рамках этого проекта - Оби Борик и Сой Хавзак.
Рис. 2. Вид на юг из ущелья Сои Хавзак на долину Зарафшана.
Рис. 3. A. Фотография памятника и ручья Сои Хавзак. Траншеи обозначены как I, II и III. B). Разрез ущелья: Метаморфические
породы (1); Верхняя речная терраса (2); Археологические отложения и осыпь (3); Нижняя речная терраса (4); C) План памятника.
D)Траншея I, южная стенка: Слой 1: поверхностный слой, неантропогенный; Слой 2: антропогенный, мелкозернистые коричневатые
отложения; Слой 3-4: антропогенный, мелкозернистые серые отложения, богатые углем; Слой 5-7: неантропогенный,
склоновые отложения с угловатыми камнями различных размеров; Слой 8: серые отложения, некоторое количество золы;
Слой 9: антропогенный, темно-серыемелкозернистые отложения, богатые золой; Слой 10: склоновые отложения,
смешанные со слоем.
Рис. 4. A. Траншея I, вид с запада; B. Образцы флотации с углем из слоя 3;
C. Кости из слоя 9; D. Находки из слоя 9; E. Скребок на метаморфической породе.
Рис. 5. Траншея I: основные археологические характеристики.
Количество каменных изделий (N=277), угля (502 г), костей (1792 г)
Рис.6. Каменные артефакты. Кремень: а. Пластина с естественным обушком; b. Резец;
с. Отщеп; d. Таблетка нуклеуса; e. Пластина; f. Пластинка; g. Дистально реберчатая
пластина; h. Псевдо-леваллуазский отщеп (eclat dёbordant a dos limite); Метаморфическая
порода: i. Остроконечная пластина; j-m. Пластины, n. Дисковидный нуклеус.
Й. Зайднер, Ш.Ф. Курбанов